Шестого декабря пенсионной отрасли исполнилось 190 лет.
Шестого декабря 1827 года император Николай I подписал указ «О пенсиях».
Если глубоко погрузиться в историю пенсионного рынка, то можно обнаружить удивительные практики, которые сегодня, к сожалению, забыты. Например, уставы пенсионных касс одобрялись самим императором. Казалось бы, это мелкая деталь, но только на первый взгляд.
Попробуйте в то время, работая в пенсионной кассе, инвестировать средства не в интересах клиентов. Это приравнивалось к государственному преступлению — обману самого государя-императора.
Первые пенсионные кассы в России имели солидарно-распределительную форму: пенсии платились за счет взносов работающих граждан и назывались эмеритальными. Но уже тогда большинство касс размещали свободные средства под проценты в банковских учреждениях или вкладывали их в государственные облигации, чтобы осуществлять выплаты из полученного инвестиционного дохода, а не просто перераспределять взносы.
Со временем выяснилось, что кассы эмеритального типа все равно остаются финансово неустойчивыми и не в состоянии обеспечить своим участникам достойную пенсию. Чтобы решить проблему их дефицита, существовавшие в Российской империи пенсионные учреждения начали переходить на страховой принцип финансирования.
Он заключался в том, чтобы не выплачивать пенсионеру больше той суммы, которая учитывается на его индивидуальном пенсионном счете.
Первой такой кассой страхового типа в России была Пенсионная касса служащих на Юго-Западных железных дорогах.
Участникам этой пенсионной кассы открывались индивидуальные счета, на которые поступали взносы. Ежегодный доход от инвестирования этих средств в размере 3-4% в год также распределялся по счетам. Таким образом, служащий железной дороги по достижении пенсионного возраста получал пенсию со своего индивидуального счета.
С него же выплачивалось пособие по инвалидности или пенсия вдове, если служащий умирал до достижения пенсионного возраста. Если же годовая сумма пенсии составляла менее трети последнего оклада служащего — он имел право получить из пенсионной кассы её капитализированную стоимость, то есть всю сумму накоплений, учтенную на личном счете.
Пенсионными кассами были охвачены миллионы русских подданных. В них участвовали практически все сословия: существовали пенсионные кассы для военных, служащих железных дорог, промышленных рабочих. С 1883 года начали появляться земские эмеритальные кассы, в которых участвовали и бедные сословия. Средства, накопленные в пенсионной системе Российской империи, были колоссальными.
Например, общий бюджет пенсионных касс железнодорожников в 1909 году составлял огромную по тем временам сумму — 245 миллионов рублей, а по количеству участников она была лидером — 480 000 человек. Такие масштабы требовали проведения серьезных расчетов, чтобы определить размер текущих взносов для будущих выплат.
Подобные расчеты сегодня называются актуарными и позволяют обеспечить надежное функционирование и финансовую устойчивость пенсионных систем.
Впечатляет горизонт планирования работников пенсионной индустрии в Российской империи. В 1908 году актуарные расчеты для Пенсионной кассы инженеров путей сообщения были проведены на период вплоть до 2062 года.
Впрочем, потом наступил 1917 год. Средства в пенсионных кассах были национализированы большевиками. Пенсионная система стала финансироваться из государственного бюджета.
Почему-то принято считать, что пенсионная система — это только лишь некая касса, из которой граждане, достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность, получают пособие. Но свой указ «О пенсиях» Николай I подписывал не только из человеколюбия.
Он рассматривался как инструмент модернизации страны, создания условий для появления долгосрочных капитальных вложений в ее промышленность. Бурное развитие железных дорог в конце позапрошлого века и начале прошлого во многом связано именно с существованием пенсионных касс.