Лесной пожар прошёл стороной на север.
Бумаг всяких насобиралось, и дел, связанных с ними. Важных писем и не очень.
Звоню в дверь. Мне открывает девочка и вслед за ней появляется её мама, женщина средних лет, которая помогает мне разбираться с немецкой бюрократией.
- Проходите, проходите. Зал уже занят. У девочек сегодня урок русского языка. Познакомьтесь, это Светлана. Она преподаёт. Давайте разместимся на террасе.
Светловолосая с заплетённой косой голубоглазая славянская учительница. И, конечно же, очки. И две смуглые девочки - ученицы.
Прерванный урок продолжается, и мы приступаем к бумагам. Спустя некоторое время дела улажены и я жду чай с мёдом и виноградом. Солнечный день, свежо, птицы поют. Умиротворённый я прикрываю глаза и погружаюсь в это состояние. До меня доносится красивый голос учительницы:
- Лесной пожар прошёл стороной на север. Девочки, сколько однокоренных членов в этом предложении?
Я погружаюсь всё глубже и уже нахожусь где-то в Подмосковье на стыке 19-20 веков. Дом, терраса деревянная, посёлок в хвойном лесу. Посёлок художников, литераторов, артистов, музыкантов. Голос учительницы напомнил мне как далеко забрался я от дома. Далеко во времени. Дело не в расстоянии и не в местоположении. Как она любит свой язык и свою работу! Она говорит, вкладывая чувство и этим оживляет каждое слово... В моей голове снова звучит её голос: Лесной пожар прошёл стороной на север.... Как молитва, или охранная грамота. Эти слова что-то значат ещё...
- Трудолюбивый. Девочки, что означает это слово? Из каких частей оно состоит? Труд и любить. Значит, любить труд, любовь к труду, любить трудиться. Понятно?
Урок заканчивается, магия рассеивается, девочки возвращаются к немецкой жизни, опять слышна немецкая речь. А я смотрю на учительницу.
- Вы знаете, я здесь на террасе был сторонним свидетелем вашего урока и хочу сказать вам спасибо.
- Да? За что? (Она заметно удивлена и сняв очки внимательно смотрит на меня).
- За ваш урок. За то, как вы произносите слова. Сейчас так уже не говорят. Вкладывая чувство в каждое слово. А здесь, в Германии этого и ещё меньше. А можно вопрос?
- Да, можно.
- Как вы полагаете, дети иммигрантов, зачем им язык их родителей? Ведь дети родились в другой стране, в другую культуру, находятся в другой языковой среде, это уже другая ментальность, другое отношение к жизни.
- Вы понимаете, это так. Я уже 8 лет здесь в Германии веду уроки русского языка. Он образный, эмоциональный, объёмный. Он позволяет описать чувственную сторону жизни. Через язык, дети приобщаются к культуре своих родителей. Не смотря на то, что они родились здесь в Германии - всё равно мигранты. Эта земля не является им родной, хотя они рождаются, растут и живут здесь. И всё равно они не немцы. Поэтому нет полной связи с этой землёй. Нет чувство родства. А родной язык, понимаете, он придаёт сил. Эти дети становятся более цельными, более внутренне крепкими. Потому, что родной язык наполняет их. И они уже не чувствуют себя такими однобокими в среде коренных сверстников. Через язык, им сообщается чувство дома. У них есть дом, а значит они не бесправные. Вы понимаете?
- Кажется, да. Скажите, а может быть два родных языка?
- Конечно. Они могут знать и понимать оба языка. Родной по родителям и местный по рождению. Я считаю, что если бы не было русского языка, всё вокруг было бы мёртвым. Как ещё можно полно выразить чувство? Вот вы хорошо говорите по русски. Вы из России?
- Ну.., я из Донецка. У меня были хорошие преподаватели в школах. Они также, как и вы - любят свою работу. К слову, украинский язык тоже пропитан чувством. Как и французский.
- Да, ещё и итальянский. Не только русский.
- Я когда вас слушал, словно перенёсся в начало 20-го века. Столько содержания вы вкладываете в слова. А вот сейчас так уже не говорят. Язык сминается и всё меньше содержит любовь и доброту.
- Да, это так. Язык смешивается иностранными словами, обрезается смысл. Да вы и сами знаете, информационные технологии.
- И не только это. Сегодняшний язык отдаёт мертвечиной. Вся эта ненависть, зло, сарказм, ирония, дерзость, грубость, ограниченность, выживание, конкуренция, аппатия, зашоренность, зачумлённое сознание, бесконечная самоборьба. Мёртвые герои, небесные сотни, бессмертные полки. Язык мёртвой жизни, где живые служат мертвецам. Кажется, что очень мало жизни сейчас в языке.
- Есть такое (лицо её стало немного напряжённым).
- Поэтому, когда я услышал как вы говорите, когда ведёте урок, то совершил путешествие во времени. И за это, спасибо.
- Вы знаете (она заметно расслабилась), и всё же, когда я приезжаю домой, то... ух... как рюкзак тяжёлый снимаю, так легко дышится. Всё же здесь всё для меня ощущается безжизненным.
- Я всего два года здесь и ещё какое-то время пробуду. Мне ещё предстоит выяснить и понять это. Как вы думате, остался ли язык доброты дома?
- Конечно, же! Я слышала его сама!
Лесной пожар прошёл стороной на север - произносишь это и словно укрываешься в плащ-палатку пограничника от всех неприятностей в мире.
Отредактировано Тримир (2017-06-25 02:10:42)