Робинзоны северных широт
Впервые с красотой Северной Карелии я познакомился в 2012 году. С той поры каждое лето меня тянуло в этот край красоты первозданной природы, но постоянно что – то мешало: поездка переносилась, откладывалась, не собиралась компания и т.д. И вот спустя четыре года я с другом пакуем свои пузатые рюкзаки со всей нашей рыболовной амуницией в багажный отсек рейсового автобуса Донецк – Ростов, дальше граница , ростовский вокзал, 55 часов плацкартного ожидания и закупка провизии в столице республики Карелия – Петрозаводске.
Наконец мы сходим на станции Чупа, где нас встречает доброжелательный и гостеприимный человек, которого зовут Саша. Мы грузим свои пожитки в кузов его уазика “Буханка”(самый востребованный автомобиль в таёжных условиях.) и полтора часа едем по грунтовой дороге в деревню Кереть. За разговорами о жизни и восхищением пейзажа тайги, озёр и рек, время прошло не заметно и мы уже в устье реки Кереть, которая впадает в белое море. Там нас встречает Юра(не менее доброжелательный человек, через которого организовывали поездку ) Мы перегружаем свои пожитки в его лодку и идём ещё полчаса по морю к месту нашей стоянки. К слову, Карелия встретила нас плаксивой погодой, но забегая вперёд скажу, что всё наше пребывание погода стояла восхитительной: было тепло, солнечно, почти безветренно ,лишь изредка находили кратковременные ливни после которых мгновенно выходило не по северному тёплое солнце и стоял стойкий, благоуханный запах хвои. Почти все дни мы принимали загар.
…Вот мы проходим последний поворот, и уже виднеется наш остров, имя которому, Малый медведок. Там мы проведём не забываемые 10 дней. На берегу нас уже ждал наш вёсельный корвет в виде Казанки.
Мы сносим вещи на берег и располагаемся в старой покосившейся, но тёплой и уютной избе над входом в которую кем – то давно выцарапана надпись “Лёха, лоб береги”. На двое дощатых нар мы стелим себе матрацы и готовим постели, на третьи же нары мы складываем наши вещи. Пока мы разбирались и готовили наши снасти к бою, небо просветлело, вышло солнышко и бескрайний простор Белого моря покорился абсолютному штилю.
Вот мы и на воде, эхолот показывает нам заманчивый рельеф дна с перепадом глубины с 10 на 20 метров. Мы становимся на глубине и бросаем на меляк( если 10 метров можно так назвать), чтобы стягивать с бровки. Первые же забросы дают положительный результат. Забиваем точку в навигатор и на случай если сядет аккумулятор отмечаем себе ориентиры на берегу, а это был чёрный камень и клёв там был действительно, как на чёрных камнях. Каждый заброс приносит плоды в виде трески разной масти и размера, вперемешку с вездесущим беломорским бычком, которого в простонародье зовут керчаком. Вот, очередная поклёвка, своевременно подсекаю и ничего не могу сделать с фрикционом, рыба безжалостно сматывает шнур без остановки и в итоге двадцатилибровый шнур не выдерживает и лопается. Моему недоумению нет предела,- “Кто это или что это было!?”
Местные все ловят в отвес, мы иногда тоже так развлекались, проводя разведку боем на наличие рыбы, но старались не изменять старому доброму джигу, который как выяснилось позже, давал лучший результат. Снасти наши представляли комплект из кастингового удилища Favorite Exclusive Twitch Special test 10-35, мульт от abu Garcia Black max, шнур Sunline Super PE 20lb. Крючки использовали MERC M- 60 # 2/0, которые не давали никаких шансов треске на сход и прочно входили в её плотное и крепкое нёбо, даже крепкие челюсти изредка клевавших зубаток были бессильны перед остротой этих крючков. Грузы мы использовали от 18 до 44 грамм, но самым востребованным оказался ушастик весом 36 грамм. Конечно, иногда мы пускали в бой свои лайтовые удилища для большей остроты ощущений, но это только иногда.
Полярный день уже подходил к закату ,полной ночи не было, но уже были сумерки. Мы с трудом побороли, данные нам природой, рыболовные инстинкты и отправились на берег готовить уху и жаренную рыбу, также взяли немного на засолку.
Мы начали разводить костёр .В избе мы нашли, оставленные кем –то газеты и приятно удивились:
Одной из них оказалась газета “Донецкая республика”, датированная мартом месяцем этого года, - “Значит мы не первые в этом году здесь из наших степей!!!” Рука не поднялась её сжечь и мы собрали мох, чтобы развести огонь. Наевшись досыта вкуснейшей ухи, жареной печени трески и самой рыбы, мы отправились отдыхать. Так прошёл первый день пребывания на острове в Белом море.
На следующее утро мы быстро собрали грибов, которые растут в изобилии на острове.
. Пожарили их с картошкой, позавтракали и ушли изведывать новые морские просторы. Мы отправились ближе к открытому морю. Находили перепады глубин с 15(20) на 30 метров. На каждой точке были поклёвки, но треска не радовала своими размерами, хоть и даже мелкая рыба сопротивляется достойно, не под стать нашим пресноводным. К слову килограммовая треска упирается с такой силой, что удилище с тестом в 35 грамм сгибается в бараний рог и рука начинает ныть от этой лучшей из усталостей.
С приманками мы особо не заморачивались, ловили в основном на Relax Kopytо 4 и ему подобных. Но вот на одной из точек, где были поклёвки не крупных особей, я оснастил большого октопуса ярко оранжевого цвета со светящимися глазами чебурашкой в 40 грамм и на первом же забросе получил мощнейшую поклёвку. При подсечке я сразу понял, что это уже треска посолидней. Рыба стравливала фрикцион и не прекращала борьбы до самой поверхности, но и я не давал слабины. Спустя время я увидел в прозрачной воде широкий оливковый бок, ещё несколько минут и рыбина около 4ёх килограмм была у меня в руках. Радость и удовольствие от поимки рыбы с такой силой не передать никакими словами.
В тот день мы обошли остров, который располагался напротив нашего и звался Большим медведком, отметили для себя несколько перспективных точек и вернулись на берег.
В дальнейшем повествовании я не стану описывать каждый день жизни на острове , а лучше расскажу самые яркие моменты и оставшиеся после них впечатления и эмоции.
Через день мы ходили на материк, чтобы сделать запасы пресной воды из ручья, покупаться в нём или в озере, а попутно половить форели и привычных для нас окуней и даже щучек. Ручей представляет из себя стремящийся к морю речной поток шириной от 30 см и местами расходившийся до 15 м.По берегам лежат заваленные берёзы и склоняет свои ветви папоротник. В ручье кишит маленькая, но очень красивая и бойкая форелька.
В один из таких выходов на ручей я спустил по струе воблер в очень узком месте и как только я начал подматывать его, то ощутил поклёвку и что-то поувесистей привычной форели. Я обрадовался , решив ,что это более крупная особь пеструшки, но не тут то было- это оказался щурёнок пришедший в ручей из озера.
Вверх по течению выходили мы и на озёра из которых вытекали ручьи с форелью. Берега у них болотистые и топкие, можно мгновенно провалиться и набрать полные сапоги воды, как это случилось со мной один раз: Хотел подойти поближе к берегу и внезапно оказался по пояс в мокрой трясине. Там мы ловили небольших окуней и влетала щучка. Рыба в озере красивая, тёмного окраса и клюёт жадно.
По берегам озёр растут вековые сосны, стремящиеся в высокое карельское небо и бродят тучные чёрные жабы. В походах вдоль ручья мы наслаждались запахом тайги, которая пестрила ягодами, грибами и зеленью. Пару раз я встретил там самку глухаря, но к сожалению не успел её сфотографировать. Набрав воды и искупавшись мы возвращались к лодке , стараясь это сделать в отлив, чтобы насобирать мидий на освободившимся от воды дне. Поеданием мидий мы восполняли утраченную в тайге и на море энергию, заблаговременно промыв их в морской воде от песка.
В море, проходя мимо отвесных скал покрытых мхом из которого прорастали молодые сосны, мы иногда встречали ещё одного обитателя северных морей – тюленя. Он с детским любопытством следил за нами сквозь угольки беззащитных глаз.
Как то раз задул ветерок и пригнал столько медуз разных цветов и размеров,что их нельзя было охватить взглядом. Это было нечто! А мелкие прибрежные участки были усыпаны морскими звёздами, которые компенсировали отсутствие звёзд на белом небе.
Однажды мы попали в грозу. Хорошо, что мы были недалеко от берега и успели забежать в лес, где всё равно промокли до нитки. Дождь прекратился, вышло солнце и над всей Никольской губой, мостом раскинулась необычайно ярка радуга. Я видел такое впервые, её концы упирались в берег, а полоски цветов были настолько яркие на фоне неба, что ослепляли своей красотой глаза.
Чтобы не быть в состоянии нехватки витаминов, гуляя по берегу, мы постоянно питались ягодами и варили из них на костре компот.
Часто, возвращаясь с материка. Мы заходили на проверенные точки в море словно в магазин. Ловили там пару тресочек за десять минут на уху и шли на берег готовить. Треска очень вкусная рыба с нежнейшим мясом, которое буквально тает во рту. Вот так незаметно пролетели десять дней на безлюдном острове, как один. Мы целыми днями проводили на воде и ловили рыбу…Что может быть прекрасней?
Кажется только сошли на берег, а за нами уже пришла лодка, чтобы отвезти нас на станцию ожидать обратного поезда. Карелия нас проводила, как и встречала –плаксивым и затяжным дождём. Нам оставалось лишь засыпая на полке поезда Мурманск- Анапа, смотреть карельские сны.
P.S. Хочу добавить, что праздники, они и в тайге праздники. 2го августа то там, то там по берегам раздавались залпы салютов, выстрелы в воздух из охотничьих ружей и громкие выкрики “За ВДВ!”
P.P.S. В скором будущем будет добавлен видео-клип