Газета «Рыбак-рыбака» 2006/42
Алексей ЦЕССАРСКИЙ
ПОЙМАЛ-ОТПУСТИЛ: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Во многих западных странах спортивная рыбалка давно уже стала од-ним из наиболее массовых видов отдыха. Достаточно сказать, что в США, например, по данным IGFA (Международная ассоциация трофейной рыбал-ки), обнародованным в 2003 году, любительской рыбалкой занимаются 44 миллиона человек.
Огромное количество рыболовов оказывает беспрецедентное по своим масштабам воздействие на водные экосистемы и, прежде всего, естественно, на рыб. Например, по статистике за 1999 год, в Мексиканском заливе и вдоль атлантического побережья США любителями было выловлено 37,4 млн. кг рыб, относящихся к 13 наиболее популярным видам. Для сравнения, это ко-личество только на 10% меньше промысловой добычи тех же видов. А если посмотреть статистику по отдельным видам, то окажется, что во многих слу-чаях любительские уловы значительно превышают коммерческие.
Такого рода цифры можно привести и по пресноводной рыбалке, но и без этого понятно, что, если не предпринимать специальных мер по поддер-жанию численности «спортивных» рыб на некотором приемлемом уровне, то огромная и с каждым годом растущая армия рыболовов очень быстро сведет ее на нет.
По мнению многих ученых и рыболовных менеджеров, одной из таких охранных мер и является внедрение рыбалки по принципу «поймал-отпустил».
ПО-смертность
В разных странах «поймал-отпустил» приобрел за последние 30-40 лет огромную популярность, и его эффективности, как рыбоохранного механиз-ма, посвящены многочисленные исследования, проведенные ихтиологами на разных видах рыб и на разных водоемах.
Эти работы можно разделить на две неравноценные группы. К одной из них относятся исследования, главная цель которых – оценить, какая часть отпущенной рыбы выживает и возвращается к нормальной жизни и какими причинами обусловлена гибель остальных, не выживших. В другой части ра-бот ставится задача проследить, как реально отражается внедрение «поймал-отпустил» на изменениях численности конкретного вида в конкретном водо-еме или водной системе на протяжение более-менее длительного времени. Надо сказать, что число этого рода работ, в сравнении с числом исследова-ний первой группы, очень невелико.
Гибель рыбы, отпущенной после поимки на крючок, вызывается двумя главными факторами. Это, во-первых, травмы, нанесенные крючком и дейст-виями рыболова при его вытаскивании, и, во-вторых, физиологический стресс, возникающий в результате вываживания и манипуляций при снима-нии рыбы с крючка. Тяжесть травмы от крючка главным образом определя-ется тем, насколько глубоко рыба успела заглотить приманку к моменту под-сечки. Наиболее травматичными зонами являются глотка, пищевод и жабры. В среднем, до 57% рыб, у которых крючок воткнулся в эти области, неиз-бежно погибает. На втором месте «язык» и глаз – смертность составляет 20-23%. Еще более опасно для рыбы кровотечение. По некоторым оценкам, по-гибает 87% рыб, у которых в результате подсечки из раны начинает течь кровь.
На разных видах рыб показано, что при ловле на естественные насадки крючок при подсечке оказывается в наиболее опасных зонах примерно в 50% случаев. Для блесен и нахлыстовых мушек этот показатель составляет около 10%. Именно по этой причине искусственные приманки в большинстве слу-чаев дают меньшую ПО-смертность, чем естественные.
Что касается физиологического стресса, то его «вклад» в смертность не так очевиден и оценить его сложнее. По мнению многих ученых, очень большое значение имеет, например, длительность вываживания. Связано это, главным образом, с тем, что из-за высоких нагрузок в мышечной ткани рыбы накапливается молочная кислота. Возвращение в нормальное состояние тре-бует длительного времени – до суток и больше. Если же уровень молочной кислоты достигает слишком высоких значений, то восстановление становит-ся вообще невозможным, и даже в самых благоприятных условиях рыба по-гибает. По этой причине на многих водоемах США и Канады настоятельно рекомендуется использовать прочные плетеные шнуры, что позволяет при-менять силовое вываживание и сократить время «игры» с рыбой.
Еще один фактор, который очень сильно влияет на уровень смертности, это время, которое рыба проводит вне воды при снятии с крючка. Последнее, кстати, служит, видимо, главной причиной, по которой ПО-смертность суще-ственно снижается при использовании безбородочных крючков, которые удается извлечь гораздо быстрее, чем обычные.
Кроме того, ПО-смертность может очень сильно зависеть от таких внешних факторов, как температура воды и ее химический состав.
Несколько примеров
Для иллюстрации пределов колебания уровня ПО-смертности можно привести данные по некоторым конкретным видам рыб.
Лососевые. В целом, результаты большого числа исследований пока-зывают, что при использовании искусственных приманок смертность разных видов лососевых колеблется от 5 до 10%, тогда как ловля с естественной на-садкой может давать результат от 5% у проходных лососей, которые в реке не питаются и поэтому не глубоко заглатывают наживку, вплоть до 50% у туводных, питающихся в реке форм. Например, по данным одного из иссле-дований, смертность мигрирующего стилхеда при ловле на натуральные на-садки колебалась от 1,4% до 6,8%. Однако картина радикально меняется, ес-ли лосося ловят в самом начале миграции – в эстуарии и устьевой части реки. Для некоторых видов проходных лососей на Аляске в этой ситуации нату-ральные насадки давали смертность в 69,8% в эстуарии и 11,7% на нижнем участке реки, где рыбы еще продолжают питаться.
Зависимость ПО-смертности от длительности пребывания на воздухе убедительно демонстрируют данные по радужной форели: при увеличении этого времени с 30 до 60 секунд смертность возросла с 28% до 62%.
В целом, при установлении режима рыбалки и квот на вылов лососей менеджеры рекреационного рыболовства в разных регионах Америки и Ка-нады исходят из величины ПО-смертности от 10 до 30%.
Щука. Данные по ПО-смертности щук не так обширны, как по лососе-вым, но цифры, в целом, сопоставимые. По результатам, собранным в 6 шта-тах США, смертность маскинонга колебалась от 4% to 26%. В другом иссле-довании, проведенном также в США, но на обыкновенной щуке и при ловле со льда на живца, выяснилось, что при использовании тройника № 4 в первые 48 часов после поимки смертность составила 1%. Однако среди щук, которые были пойманы в тех же самых условиях на более мелкий одинарный крючок, этот показатель оказался гораздо выше – 33%. Причина в том, что приманку на маленьком крючке щуки заглатывали более глубоко и сильнее травмиро-вались.
Среди других факторов, увеличивающих ПО-смертность щуки, назы-ваются температура воды и время, которое рыба находится на воздухе при снятии ее с крючка.
Желтоперый судак. К сожалению, я не располагаю данными по ПО-смертности обыкновенного судака, но можно думать, что они не будут зна-чительно отличаться от показателей близкого ему американского желтоперо-го судака. Эксперименты проводились в зимнее время на нескольких не-больших озерах, принадлежащих к системе озера Онтарио. Ловля велась на живца с глубины 9 м. Смертность судаков длиной от 40 до 60 см оценивалась за период в 24 часа, на протяжении которых рыбы содержались в садке подо льдом. За это время в разных сериях опытов погибло от 23 до 27% судаков.
Желтый окунь. Этот американский окунь очень близок к нашему реч-ному окуню, вплоть до того, что некоторыми ихтиологами они рассматрива-ются как один вид. Смертность желтого окуня оценивалась в нескольких ис-следованиях при ловле на искусственные и естественные приманки. В зави-симости от вида приманки, типа крючка и температуры воды она колебалась от 0 до 50%. Как и в других случаях, наибольшее значение имели локализа-ция крючка в пасти рыбы и температура воды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приведенные выше материалы на первый взгляд свидетельствуют о том, режим «поймал-отпустил» действительно может служить эффективным инструментом, позволяющим сохранить поголовье рыбы в условиях все воз-растающего рыболовного пресса. Однако многие ученые предпочитают вы-сказываться на этот счет с большой осторожностью. Почти в каждой работе, посвященной оценке ПО-смертности говорится о том, что окончательные выводы делать рано и что для этого необходимо проведение дополнительных исследований. Одна из главных причина сомнений ихтиологов заключается в том, что остается очень мало изученной такая сторона дела, как «отложенная смертность». В большинстве случаев оценивается уровень смертности на протяжении часов, суток, иногда месяцев. А что с рыбой происходит дальше? Проследить ее судьбу на протяжении более-менее значительного отрезка времени технически очень сложно. Для этого используются методы радио-мечения, но таких работ пока немного и они проводятся на сравнительно не-больших количествах рыб.
Другой почти не изученной проблемой являются повторные и много-кратные поимки одной и той же рыбы. Это явление наблюдается во многих водоемах и на многих видах рыб, но его «вклад» в ПО-смертность остается малоизученным. Многократные поимки могут непосредственно снижать жизнеспособность рыбы, но не меньшую опасность представляет недоучет этого фактора при расчетах смертности и определении квот на ловлю по принципу «поймал-отпустил».
Эти и многие другие соображения, которые здесь уже нет возможности обсуждать по причине нехватки места, заставляют относиться к использова-нию «поймал-отпустил» в качестве «палочки-выручалочки» для развития любительского рыболовства с большой осторожностью.
Хочу выразить благодарность за помощь в подготовке этой статьи Ma-lin Pinsky (Wild Salmon Center, Oregon, USA).