Есть таблица, но как вставить не знаю.
Кто скрывался под номером 49...
Пожалуй, только одна тема может сравниться по накалу страстей с обсуждением самой рыбалки - какая модель или торговая марка того или иного вида снасти заслуживает наибольшего уважения.
Тестирования, рейтинги, экспертные оценки - эта сфера в нашей стране только формируется. Приведем лишь одну, но немаловажную деталь: припомните, как часто вы натыкались на заявления и выводы, публикуемые без указания источника информации. Эта привычка осталась с тех времен, когда мы жили в условиях информационного вакуума. Авторы теоретизировали на отрывочных сведениях, полученных "окружными путями" или просто фантазировали, а нам с вами оставалось лишь верить им на слово - проверить их было практически невозможно. Это время ушло, информационные источники доступны всем желающим. Знакомясь с зарубежной литературой, невозможно не заметить, насколько ответственно авторы относятся к доказательной базе своих выводов, подробно рассказывая об условиях рыбалки, тестировании, а уж если дело касается цифр, то указание источника - абсолютная необходимость, без которой публикации просто не будет.
Мы расскажем, как организуются и проводятся такие испытания на примере нахлыстовых удилищ. Данное тестирование проводилось в США журналом Fly Fish America, и его результаты были подготовлены к публикации в июньском номере 2000 года Биллом Батлесом. Сравнение принципов, на которых оно было основано, с тем, как это происходит у нас в стране, будет небезынтересно читателям хотя бы потому, что Fly Fish America - один из самых авторитетных журналов во всем рыболовном мире.
Для того чтобы сделать испытания наиболее всеохватывающими, организаторы выбрали нахлыстовое удилище 5 класса, так как этот класс по опросам, проведенным журналом Fly Fish America, является самым популярным: им ловят форель, хариуса и многих других пресноводных рыб. Поскольку хорошая "форелевая" или "хариусовая" река не всегда у рыболова "под боком" и как правило, такая рыбалка сопряжена с путешествиями, причем зачастую в таких условиях, когда размеры багажа должны быть минимальны, организаторы детализировали задачу, выбрав удилища типа "travel", состоящие из 4 и более колен. Тем самым была подчеркнута современная тенденция - новейшие методы производства уже позволяют создавать многочастные удилища того же уровня качества и надежности, что и традиционные двух коленные.
Всем без исключения компаниям, работающим на американском рынке, независимо от того, где производятся их удилища, было предложено представить на тестирование те многочастные удилища 5-го класса, которые сама компания считает наилучшими из своего ассортимента.
Разумеется, это ограничило круг фирм, поскольку не у всех есть такие удилища. Например, Scientific Anglers, Flylogic, Abel, Hexagraph могут предложить вполне хорошие, но только 3-коленные удилища. Кроме того, тестирование заняло в общей сложности 10 месяцев, поэтому новейшие модели, которые вошли в сезон 2000-2001 года еще не были официально представлены и, следовательно, не могли участвовать в тестировании. Так случилось с новой мощной программой по нахлысту компании Lamiglas, предложившей в 2000 году в дополнение к трем уже имеющимся сериям сразу три новые (все включают 4-коленные модели): Titanium/IM700 Fly, G1000 Travel Fly и Jim Teeny Signature Graphite Travel Fly. Последняя носит имя очень известного в мировом нахлысте человека - Джима Тини, обладателя 10 мировых рекордов IGFA в категории нахлыста, который принимал участие в разработке этой серии. Его мнение, что "...эти удилища - лучшее, что можно купить в данном ценовом диапазоне для ловли самой различной рыбы - от форели до тарпона", несомненно значимо и многие учтут его при выборе снасти, тем более, что по статистике, которой очень гордится Lamiglas, "...большинство профессионалов используют бланки Lamiglas". Это означает, что Lamiglas - одна из нескольких в мире компаний, способных создавать бланки и готовые удилища под стили рыбалки, изобретаемые или совершенствуемые серьезными профессионалами, привлекая их к непосредственной работе по конструированию, а не просто давая удилищам их имена. Это касается не только нахлыста, но и других видов ловли: вместе с Ди Томасом, которого уважительно называют "отцом техники flipping" компания Lamiglas разработала специальные удилища для ловли окуня; Джеф Снайдер принял непосредственное участие в создании удилищ Lamiglas "Drift &Drag"; благодаря сотрудничеству Lamiglas с Роном Арра, которому принадлежит мировой рекорд на дальность заброса, появилась серия Lamiglas Surf Pro; а Билл Герцог, считающийся лучшим во всем мире специалистом по ловле на колеблющиеся блесны, сотрудничал с Lamiglas при конструировании моделей серии Certified Pro. У нас в стране этих людей знают пока только самые увлеченные рыболовы, но на самом деле они хорошо известны во всем мире не только из-за своих рекордов, но и благодаря множеству книг и публикаций, которые постепенно становятся доступными и у нас в стране. Безупречная репутация, зарабатываемая десятилетиями - это их хлеб и, разумеется, рисковать ею ради сиюминутной выгоды такие специалисты не будут.
Однако, соблюдая объективность, организаторы позаботились о том, чтобы до самого конца соблюсти анонимность моделей, закамуфлировав названия и дав каждому удилищу свой порядковый номер. Это исключило воздействие мнений самых титулованных экспертов на участников. Таким образом, для испытаний было представлено 58 удилищ. Заранее было оговорено, что все они будут оснащены совершенно одинаковыми катушками и шнурами.
Сами участники были разделены на три группы: "начинающие", "продвинутые" и "опытные". Мерилом квалификации стало собственное мнение участников о себе.
Тестирование проводилось на одном и том же водоеме со стоячей водой без использования подлеска и мушки. Участники не были ограничены в попытках и выполняли столько забросов, сколько считали нужным для того, чтобы сделать обоснованный вывод о качестве удилища. Каждый из участников проверил все 58 удилищ с помощью 4 типов заброса. При этом для каждого удилища записывалась максимальная дальность заброса (в футах), которая достигалась в случаях, когда заброс был наиболее точным, и шнур ложился максимально прямо. Для трех этапов тестирования, когда было возможно сделать вывод о точности заброса, участникам было предложено оценить возможности удилища по пятибалльной шкале. Проверка на точность выполнялась просто: для каждого этапа были определены три дистанции заброса, помеченные на воде плавающими дисками диаметром 12,5 см. Необходимо было коснуться концом шнура каждого из этих дисков. Чем точнее выполнялся заброс для всех трех дистанций, тем выше ставился балл за точность: 1 - абсолютно неприемлемо; 2 - неважно; 3 - хорошо; 4 - очень хорошо; 5 - отлично.
Результаты тестирования приведены в таблице. 15 удилищ, лучших на каждом из 4 этапов тестирования, выделены красным, а те из них, которыми достигнуты самые высокие результаты, выделены курсивом. В некоторых случаях выделено более 15 удилищ, это означает, что несколько удилищ показали одинаковые результаты, "поделив" места.
После того как удилище было испытано всеми участниками каждой квалификационной группы, данные о дистанции заброса и баллах за точность фиксировались не по самому лучшему или худшему результату, а усреднялись, что исключило влияние одного-двух участников на весь процесс тестирования и сделало его более объективным.
Лучшие 15 удилищ на тех этапах, где было возможно оценить точность, были выбраны с помощью умножения дальности заброса на балл за точность. Например, 50 футов (усредненная дальность) x 4,5 (усредненный балл за точность) = 225.
Эта формула, по мнению организаторов, дает преимущество тем удилищам, с помощью которых можно выполнять точный заброс, так как именно такой подход отражает реальную ценность нахлыстового удилища. Довольно много удилищ способны выполнять забросы примерно на уровне максимума, поэтому выделить лучшие можно лишь, оценивая точность их работы, то есть возможности выполнять заброс не просто далеко, а именно туда, куда вы хотите, и не один раз, а раз за разом. Если вы не согласны с этим принципом, то можете изобрести собственную формулу по определению лучшего нахлыстового удилища.
Стандартный заброс (СЗ)
Все удилища были оснащены кассетной катушкой STH MR-POP с плавающим шнуром Cortland 444SL Rocket Taper. Цели для заброса на точность были установлены на расстояниях 40, 50 и 60 футов.
Кольцевой заброс (КЗ)
Все удилища были оснащены углепластиковыми катушками Danica и плавающим шнуром Airflo Delta Taper. Цели для забросов на точность были установлены на расстояниях 30, 40 и 50 футов.
Заброс "Shooting" - выстреливание (ЗS)
Для оснащения были выбраны катушка Cabela's Prestige One и шнур с интегрированной головкой Rio Density Compensated. Цели для заброса на точность были установлены на расстояниях 50, 60 и 70 футов. Участники раскачивали 35 футов шнура для придания ему скорости, а затем давали ему свободно лететь. Головка этого шнура довольно весома для удилища 5 класса, так что некоторые удилища просто не выдерживали нагрузки и как следствие, заброс не получался. Другие же, наоборот, "выстрелили" этим шнуром с легкостью.
"Выкачивание" шнура - Lifting (L)
Участник укладывал шнур ровно и прямо на воду, затем пытался его выбрать ("выкачать"), подняв над водой. Смысл теста - определить максимальное количество шнура, которое удилище может поднять с воды и удерживать, а также высоту (подъем), при котором шнур обладает скоростью, достаточной, чтобы вы смогли выполнить обратный мах и последующий заброс вперед. Для теста были выбраны композитная катушка Scientific Angler's Concept 2 и плавающий шнур той же фирмы с утяжеленной головкой AST Ultra 3.
Что означают цифры в таблице?
Как сказал Билл Батлес: "Если честно, то они означают разное для разных людей. Нет удилища, идеально подходящего всем рыболовам, и нет удилища, идеально подходящего под все типы ловли нахлыстом. Ваши индивидуальные предпочтения касательно строя и характеристик нахлыстового удилища играют самую значительную роль при выборе удилища, которое максимально соответствует вашим личным возможностям".
Нельзя забывать, что довольно часто производители делают удилище, заранее ориентируясь на определенный класс рыболовов. Возьмем, к примеру, серию G.Loomis GLX. В руках группы опытных участников это удилище показало прекрасные результаты. Начинающие остались полностью разочарованными. В то же время им понравилось удилище Orvis Silver Label, которое не впечатлило опытных нахлыстовиков. Некоторые удилища создаются для очень специфических запросов, скажем, главной целью при их разработке была максимальная точность на коротких и средних дистанциях. То есть для теста "shooting" такие удилища изначально не планировались и выполнить его они просто не могут. Примеры: серии Winston LT Trout, Diamondback Aeroflex и Diamondback Classic. Конечно, если вы можете позволить себе купить с дюжину разных форелевых удилищ, это тестирование для вас неактуально, но если вы, как подавляющее большинство рыболовов, предполагаете потратить только определенную сумму и не более того, эта информация поможет подобрать удилище, которое будет для вас наиболее универсальным. Кроме того, результаты наглядно показывают, что цена удилища не определяет его качеств даже для одной и той же торговой марки. Скажем, более дешевая модель Sage DS2 оценена участниками выше, чем более дорогая Sage VPS. Другой интересный вывод заключается в том, что если в ассортименте есть высококачественная дорогая модель, это не означает, что ее аналог из дешевого материала так же хорош. Как понимать цифры. Просмотрев данные, вы можете сделать ряд важных выводов на перспективу:
Реально оцените свои возможности. Большинство думает о себе лучше, чем на самом деле, поэтому старайтесь быть более консервативными и осторожными в оценке своих возможностей как нахлыстовика. Ищите удилище в той группе, к которой решили себя причислить (начинающие, продвинутые, опытные). Присмотритесь к удилищам, которые выделены как лучшие для того типа заброса, который вам наиболее близок. То есть если вы не собираетесь выполнять заброс "shooting", то и не стоит обращать много внимания на то, кто лучший в этом этапе тестирования. Удилища в таблице размещены по принципу возрастания цены. Зная, сколько вы можете потратить, вы уже сузите круг своего выбора, тем самым облегчив его.
Если главная ваша цель - точность заброса, обратите внимание на баллы за точность при тестах на стандартный и кольцевой забросы, два других теста уже не имеют принципиального значения.
Если вы опытный нахлыстовик, то все, что вам есть смысл смотреть, - это удилища, выделенные красным в вашей категории.
Если у вас средний уровень, то изучая лучшее в группе "продвинутых", не упускайте из виду и категорию опытных участников в том случае, если предполагаете совершенствоваться в нахлысте. Придет день, когда вы сможете сказать о себе: "Я - опытный нахлыстовик", и тогда вам понадобится удилище из следующей категории.
Перед начинающими лежит самый длинный путь к совершенствованию. Все интересное - впереди, и перспективы роста самые большие. Если вы сразу кинетесь к категории опытных участников, то недолго останетесь среди любителей нахлыста. Слишком "крутое" удилище способно отпугнуть и отбить охоту к нахлысту. Развивайтесь постепенно, начните с категории начинающих. Конечно, интересно заглянуть и в более продвинутые группы, но добрый вам совет - не заглядывайте дальше категории "продвинутых".
Независимо от вашего уровня не отбрасывайте удилища, которые никак не выделены. Организаторам пришлось выбирать лучшие 15, но зачастую разница между теми, что выделены красным и теми, которые не выделены, была маленькой - 1-2 фута в дальности заброса или пол-балла в оценке точности. Так что и среди "черных" удилищ немало действительно хороших.
Как указывалось выше, данные в таблице были усреднены. Однако это не помешало всем участникам сформировать свое собственное мнение относительно каждого из 58 удилищ. Поэтому организаторы планировали также выявить, как распределились личные симпатии. Для этого после завершения всех этапов каждому эксперту было предложено назвать номер того удилища, которое он хотел бы получить лично для себя. Все без исключения попросили номер 49, даже не зная его цены. Столь трогательное единодушие стало совершенно неожиданным для организаторов и сделало невозможным определение подобного рейтинга. Под этим номером скрывалось удилище St.Croix Legend Ultra UFT905. По признанию самих организаторов, решение, кто же будет его владельцем и стало для них самой серьезной проблемой. Посмотрите на таблицу: эта модель - единственная, неизменно попадавшая в число лучших, независимо от типа теста и уровня квалификации участников.
И еще одно удилище, которое организаторы посчитали нужным отметить отдельно, поскольку оно приятно удивило опытных участников своими свойствами для данной цены - Cabela's Stowaway (удилище под номером 11). Оно по стоимости вошло в шестерку самых дешевых, попав при этом в 15 лучших для категории опытных участников. С присущим американцам юмором оно было вручено личному старому приятелю Билла Батлеса - опытному нахлыстовику Питеру Миленди, проповедующему минимизацию расходов. Так что номер 11 был вручен ему со словами: "Питер, это самое нахлыстовое удилище за 80 долларов из всех, о которых ты мечтал".
Как видите, безусловно серьезный подход к организации испытаний отнюдь не мешает и организаторам, и участникам прежде всего наслаждаться любимым занятием.
Разумеется, кроме опыта по непосредственной организации такого тестирования, необходимо обладать глубокими знаниями по соответствующей рыболовной тематике, основываясь на которых и выбирают принципы и правила. Так что если мы хотим идти в ногу с прогрессом, надо учиться искать и осмысливать информацию, которая накоплена миром.
"Спортивное рыболовство № 01 - 2001г."
Отредактировано Gennady (2008-12-24 00:38:22)