В какой момент молодые люди, еще три года назад зарабатывавшие себе на жизнь обналом в Донецке, решили, что именно они и есть соль земли украинской? Что если кто-то критикует состояние, до которого они довели государственные финансы страны, — это есть не больше и не меньше — покушение на основы украинской государственности и предательство Родины?
Сразу оговоримся: вопрос не в цеховой, журналистской солидарности. То, с каким упорством ведущие СМИ страны игнорируют очевидную лажу, каждодневно творимую крупнейшими финансово-промышленными группами страны, создает устойчивое очущение, что это ж неспроста. Нынешний медиа-инфантилизм — не последняя причина того грустного катаклизма, который мы все внимательно наблюдаем.
Однако перейдем от формы к сути. К тезисам, которые арбузовские СМИ, приписывают российским пиарщикам. Хотя отдельные моменты в этих “протоколах кремлевских мудрецов” грешат неточностью/предвзятостью, в целом они довольно четко описывают общую ситуацию в украинской экономике в целом и госфинансах, в частности.
Вкратце напомним краеугольные камни новейшей экономической истории Украины и основные тезисы критики действий существующего режима.
1. Команда “младореформаторов”, бодро и весело было начавшая прессовать старых олигархов, столкнувшись с яростным сопротивлением оных, сдулась, уткнувшись в реализацию сугубо своих схем по интересам (а-ля Сергей Курченко на рынке нефтепродуктов плюс распил бюджета), отложив “сбычу мечт” на период после выборов 2015 года.
2. Простые и понятные схемы налогообложения олигархических бизнесов а-ля повышение платежей за добычу полезных ископаемых (прежде всего украинского аналога соседских нефти и газа — железорудного сырья) пришлось поменять на сложные в реализации схемы типа налогообложения трансфертного ценнобразования и операций с офшорами.
3. Не сумев реально увеличить доходы бюджета за счет олигархов, власть агрессивно увеличивает госдолги, по которым рано или поздно придеться расплачиваться всем гражданам Украины.
4. Использование занимаемых денег оставляет желать лучшего: вместо того, чтобы пытаться за их счет оживить экономику, “младореформаторы” направляют их на совершенно идиотские по форме и смыслу цели/проекты (а-ля Евробаскет и Олимпиада), реальное предназначение которых одно — как можно эффективней украсть.
5. Резервы как золотовалютные (так и моральные) постепенно истощаются и в случае очередного серьезного потрясения мировой экономики Украина может оказаться в первых рядах на вылет.
6. При этом возможности международных финансовых институтов (а самое главное — полученный ими за последнюю пятилетку печальный опыт) не оставляют серьезных шансов на предотвращение банкротства Украины. Особенно если ступор будет носить глобальный характер.
7. По сути, это путь к долгой экономической и отчасти политической изоляции страны, которая, честно говоря, и сегодня-то не очень-то преуспела в процессе глобализации.
Фактически главный мессидж “российских пиарщиков” посвящен не тому, куда в ЕС или Таможенный союз должна идти Украина, а что вне завимости от вектора движения жадные бестолочи, находящиеся сегодня у власти (которую они рассматривают в первую очередь как приоритетный доступ к кормушке в виде бюджета) должны наконец-то скорректировать свое поведение. Тем паче, что до 2015 года еще необходимо дожить — не просто полтора года удерживать власть, не допуская “экцесса исполнителя”, но и не мытьем, так катаньем выиграть выборы.
Однако, очевидно что Сергею Арбузову и Ко хочется видеть в этих тезисах то, что им выгоднее и приятнее. Более того, “российские пиарщики”, которых никто не видел, — более интересный спаринг-партнер, чем украинские экономисты, которые говорят фактически тоже самое и к тому же гораздо убедительнее (достаточно прочитать интервью Виктора Пинзеника в последнем “Зеркале недели”).
Заодно это прекрасная возможность для младореформаторов автоматически записать “всех, кто не с нами” в ряды предателей и на корню пресечь доносящиеся откуда-то издалека критические вопли, которые только отвлекают Сергея Геннадьевича сотоварищи от бюджетного корыта.
Также можно предположить, что “младореформаторы” обладают неким тайным знанием по поводу того, что просто обязано произойти после того, как в конце ноября в Вильнюсе будет подписано Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Возможно, стоящая перед ними задача гораздо более скромнее и заодно выполнимее — удержать экономическую ситуацию от сваливания в пике в течение ближайшего квартала?
Детали обещанных ЕС украинским властям преференций мало-помалу становятся достоянием публики: это и газ по более низким ценам, чем предлагает Россия, и масштабные финансовые займы. Однако учитывая, как залихватски Виктор Янукович зашугал на прошлой неделе в “Звездном” цвет собственной политической силы, очевидно, что исключительно экономическими “вишенками на торте” договоренности с Брюсселем не ограничились. Можно со 100-процетной вероятностью утверждать, что наше “политическое животное” интересовали гарантии для него, его ближайшего окружения, сохранения за ними власти как минимум до 2020 года и неприкосновенности после этой даты (причем со всем нацареванным). Все, кто наблюдал Федорыча в действии последние три с половиной года, согласится, что именно так оно и было, и никак иначе.
Судя по тому, как рьяно нагибал соратников Янукович в прошлую среду, гарантии были получены. Естественно, при условии сохранения внешней пристойности и законности. Именно по этой причине главному переговорщику с ЕС товарищу Клюеву приходится думать о том, как превратить “Межигорье” в круглогодичный СПА-курорт с единственным клиентом.
Таким образом, подписание Соглашения с ЕС — это Янукович, гарантированный нам до 2020 года. Причем при полном попустительстве Запада.
Брюссель и Вашингтон можно понять. Там считают, что еще 6 с половиной лет под Януковичем для Украины — не такая уж большая плата за сделанный им решающий цивилизационный выбор, “возвращение в европейскую семью народов” и все такое.
Разрушить эту идиллию способны два базовых сценария (которые при определенном невезении могут наложиться друг на друга):
Конфликт с северным соседом, который в ближайшие 8 лет намерен тратить только на закупку вооружений больше чем совокупные расходы бюджета Украины. В преддверии выборов 2018 года Путину явно не помешает маленькая победоносная война со страной, которая виновата буквально во всем.
Неспособность украинской власти имплементировать ключевые положения Соглашения об ассоциации с ЕС вкупе с попранием всех и вся на территории, где мы все так удачно проистекаем, таких масштабов (особенно учитывая, что Янукович полностью потеряет поддержку свого традиционного электората), что Западу попросту не хватит сил этот факт игнорировать. Дискредитация идеи евроинтеграции в отдельно взятой стране на многие лета.
В последнем сценарии по сути срабатывает бомба замедленного действия, заложенная в самом факте договоренностей между “донецкими” и “брюссельскими”. Стороны по-разному понимают, что такое гарантии. В интерпретации Семьи они выглядят как в тосте украинских таможенников: “чтобы у нас все было и нам за это ничего не было!”
Возможно, Брюсселю и невдомек, но главной целью Семьи до 2020 года является стать “первыми без равных”. Помимо среднестатистического украинца, которого без его ведома закредитуют через гособлигации на несколько поколений вперед, главным донором этого экономического успеха станут так было удачно вывернувшиеся олигархи. Просто потому что Янукович с гарантиями неприкосновенности от Брюсселя — это гораздо страшнее, чем Янукович без таковых. Для Брюсселя же в любом имущественном споре определяющим будет, чтобы все было по закону. А вот с чем с чем, а с законом в Украине с 11 октября 2011 года — полный порядок.
Проблема только в одном: когда “прет”, “донецким” отказывает чувство меры. На то и надежда.(С)