очерки щучьей баталии (окончание)
3. Неравный бой
К началу второго тура ветер разгулялся не на шутку, остановившись всего в шаге от отметки «штормовой». Делая практически невозможной осмысленную ловлю в крайних зонах «А» и «С», он создавал идеальные условия для работы в зоне «В» с дамбы. Спустившись к самой воде, спортсмены могли укрыться от его порывов, но выброшенная вверх приманка улетала так далеко, что всплеск от ее падения терялся в серо-голубой ряби.
Именно в «В» мне и повезло стартовать. Правда, выпал не самый удачный жребий – к тому моменту, когда подошла моя очередь выбирать свой счастливый сектор, все мало-мальски перспективные места на дамбе были уже разобраны. План действий сформировался моментально:
- примечаю спортсменов, занявших лучший участок дамбы, чтобы после первого часа заглянуть в протокол и по их результату составить более-менее объективное мнение об активности рыбы на этом участке;
- не пытаясь втиснуться между спортсменами, разместившимися на дамбе очень плотно, сразу же уйду в тростниковые сектора за «диким пляжем». Там я без помех проверю максимальное количество более-менее пригодных для ловли мест – с моей агрессивной анимацией, тяжелым грузом и 83й Ямагой, столь блестяще отработавшей в первом туре, имею шанс на поклевку даже при сильном боковом ветре. Я предполагаю, что за первый час полностью «закрою вопрос» ветреных секторов, составлю мнение о возможности и целесообразности ловли на этом участке зоны;
- вернувшись на дамбу для второго старта, сделаю окончательный выбор места своей дислокации во втором и третьем часах, и разыграю их практически с открытыми картами, получив всего за час весьма полную информацию об активности рыбы по всей зоне. Тут у меня преимущество выбора: мой старт на второй час – третий, а на завершающий минитур – тринадцатый, это тоже очень неплохо.
Так я и стартовал, со спокойной душой оставив удобный для ловли и весьма перспективный участок дамбы. Забежал в тростниках на самый край зоны и успел не менее пяти раз сменить сектор, уделяя по три-четыре заброса проверке прибрежной зоны легкой снастью и чуть дольше «упираясь» в дальнюю дистанцию. Ну, настолько дальнюю, насколько это вообще возможно при боковом ветре такой силы… Итоги этого часа оказались вполне конструктивными: я не только окончательно разобрался с половиной зоны (ловить очень неудобно и щука неактивна, возвращаться сюда не стоит), но и благополучно ушел от нуля парой хвостов, небольшими окуньком и судачком. Граммов 400 – не бог весть какой задел, но работа идет по плану и время это не потеряно.
Теперь – к протоколам. Сюрприз: в первом часу дамба бастовала, рыбы практически нет. В трех крайних секторах, отмеченных Максом в первом туре как наилучшие, ни единой записи. Это несколько обескураживает, конечно… но я не могу отказать себе в удовольствии половить в комфортных условиях, с попутным ветром. Не мудря, занимаю ближайшую к переходным мосткам точку – и, дождавшись выстрела, приступаю к очень приятной и весьма деликатной работе УЛ-джиговой снастью. Специально для этого случая у меня собран прекрасный комплект из Shimano Soare X-Tune S709ULS, катушки Shimano 13 Complex Ci4+ 2500F6 и тоненькой ниточки Varivas Avani Light Game Super Premium PE #0.3 – трудно даже представить себе снасть, которая отработает аккуратную подачу микроджиговых приманок более качественно. Возможно, у этой деликатности есть обратная сторона… во всяком случае, наткнувшись с Х-тюном полгода назад на стаю килограммовых судаков в коряжнике, я чуть было не испортил себе выступление и спасся только тем, что после второй «слитой» рыбы срочно сменил снасть на другой комплект с мощным Battle Whip, катушкой – трешкой и 0.6м шнуром. Но здесь-то ничего подобного вроде не ожидается, в работе со спортивной щучкой до килограмма X-Tune очень адекватен.
Ну, а заброс и проводка с этим невесомым удилищем (да и с катушкой ему под стать) – истинное наслаждение. Я даже не слишком вкладываюсь в заброс трехграммового монтажа – чуть подбросив, просто отпускаю его по ветру. Еле заметный всплеск вдали, а иногда и никакого всплеска, просто шнур больше не сходит со шпули. Утопив приманочку, я начинаю проводку в том же стиле, который уже доказал свою эффективность, «расхлябанное» движение приманки с чирканием по дну, ускорениями и редкими, скорее контрольными, паузами. Зона молчит – но меня абсолютно не смущает отсутствие клева, все идет настолько замечательно, что уверенность в неизбежности увеличения количества баллов в протоколе не тает, напротив, увеличивается с каждым забросом. И тут…
Приманка просто остановилась. Я не ощутил ни тычка, ни потяжки… зацепом это тоже быть не могло, поскольку я как раз достиг верхней точки проводки и до дна сантиметров 20, не менее. Подсечка – и я ощущаю на конце шнура что-то совсем неправильное, неестественное. Какое-то тяжелое, ватное, пассивное – но, несомненно, живое сопротивление. Победный настрой, уверенно державшийся на верхней отметке шкалы, стремительно рушится – ведь то, что я сейчас зацепил, наверняка крупный незачет. Карп, толстолоб… какая разница, сейчас он отнимет у меня полчаса времени, распугает рыбу в секторе, и даже если каким-то чудом будет взят – не принесет ни единого балла. Много раз я наблюдал такие «антибонусы» у коллег – похоже, пришла моя очередь.
Оглушенный таким невезением, я все же действую достаточно спокойно. Первым делом – чуть ослабить фрикцион, поберечь снасть. Контакт подкачан уже метра на три, он абсолютно не поднимается и как будто спит, лишь изредка подергивая головой. Совсем некстати всплывают воспоминания о десятикилограммовом (ей-богу, не меньше) полуживом карпе, которого именно с этой точки упаковал А.Гуленок два года назад на нашем отборочном турнире. Господи, так хорошо все шло, ну зачем это?..
И тут неведомый противник проснулся. Фрикцион моего «Комплекса» взвизгнул и пошел равномерно сдавать нитку – мощь этого движения завораживает. Как будто на зацепленной мною подводной лодке кто-то, наконец, перевел ручку машинного телеграфа из положения «самый малый» на пару делений вперед. Что ж, это мой крест… кладу палец на бортик шпули, чтобы чуть притормозить ее вращение, и тут же убираю – не нужно. Не стоит спешить, нитка новая, ее еще много. Метров 70. Вот увижу бэкинг – тогда и пойду ва-банк.
К счастью, этот длинный, очень длинный бросок завершился так же неожиданно, как и начался. Рыба волтузится где-то вдали, то чуть приближаясь, то снова стягивая с катушки десяток метров тонюсенького шнура. Ее действия полностью убеждают меня в том, что все идет впустую – небогатая интрига, как я полагаю, лишь в том – карп ли это (склоняюсь к нему), или толстолоб, а, может – амур? И тут метрах в тридцати от берега мой противник, наконец, выходит наверх. Да не просто выходит – вылетает на свечу.
Хотите, верьте, хотите нет – я не рассмотрел это массивное тело настолько подробно, чтобы назвать рыбу по имени. Да еще против солнца… борьба продолжилась, но после этого выхода будто что-то сломалось в моей добыче. Я действую, как автомат, используя каждую возможность для аккуратного сокращения дистанции между нами – и она, наконец, начала понемногу сокращаться. Это хоть какой-то позитив, право… может быть, у меня после завершения этой схватки еще останется хоть какое-то время, чтобы продолжить ловлю на результат. Но пока идет эта неравная борьба – я просто не могу не залюбоваться работой своего сверхделикатного комплекта.
Действительно, все компоненты снасти ведут себя так, будто ничего экстраординарного не происходит. Конечно, и вершинка, и средняя часть моего Х-тюна вытянулись в линию со шнуром и в борьбе не участвуют – но вот комель держится молодцом, позволяя мне потихонечку подкачивать рыбину. При этом удочка гнется настолько естественно и органично, что опасений за ее целостность не возникает ни малейших, будто именно для такого экстрима она и разработана. Конечно, этого не может быть – но все выглядит именно так. Под стать удилищу работает и катушка – будь трижды благословен тот момент, когда я решил взять Комплекс вместо базового Рарениума… Именно на работу фрикциона сейчас завязано все, поскольку нитка чрезвычайно тонка, а поведение моей добычи непредсказуемо. А шнур… что ж шнур, как только фрикцион зажужжал в первый раз – я почти смирился с неизбежностью его обрыва, и всего лишь пытаюсь как можно более отдалить этот печальный момент. Рыба явно не по снасти, рыба не моя… конечно, он оборвется, рано или поздно. Но все держится, и держится. Вот голубая плетеночка уже режет воду метрах в десяти от моих ног, вот еще ближе… и тут я, наконец, вижу темную торпеду с массивным крокодильим рылом и горбатым загривком. Боже мой, все-таки щука.
Пожалуй, это был самый опасный момент во всей десятиминутной (а, может быть, пяти- или пятнадцати-? Не знаю, время остановилось) схватке. Потому что не рыба это теперь – а гарантированный выигрыш зоны. Я ошибся – все, что происходит, вовсе не досадная неудача. Напротив, это лучшее, что может случиться со спортсменом в туре соревнований. Зачетный бонус! Но его еще нужно одолеть. Сейчас та самая секунда, когда должны задрожать руки от выброса адреналина, лучший момент для того, чтобы совершить какую-нибудь грандиозную глупость.
Но я всеми силами пытаюсь сохранить то спасительное отупение, которое позволило довести борьбу до этой секунды. Будто под наркозом, твержу себе: это была не моя рыба, пока она была карпом – и до сих пор остается не моей. На вид в щучище килограммов пять, сейчас она поймет что игра пошла всерьез. И развернется у берега, и рванет, и больше ее не остановить. Так что не нужно надежд, не нужно подсчетов… просто береги ниточку, просто борись до конца. Когда шнур все же оборвется – только осознание того, что сделано абсолютно все, от меня зависящее, спасет от позора и тяжелой депрессии, позволит достойно доиграть сегодняшний (да и завтрашний) тур. Щука разворачивается и снова уходит метров на 15.
Но я уже заметил темное облако крови вокруг края ее челюсти, куда уходит флюорокарбоновый поводок (хотя бы в этом у меня полный порядок, ничего лучшего, чем 0,33й GrandMax я привязать не мог, ничего лучшего в природе нет). И это рождает робкую надежду – а ведь она может и обессилеть, правда? Но ни малейшего намека на форсаж, никакого насилия, нет. Времени у меня – вагон, и теперь я знаю, за что борюсь.
И дальше все было проще. Круги, которые моя пленница описывает по сектору, стали заметно сужаться…
С первого подвода к сачку я ее, конечно, припарковать не смог – последний длинный бросок резанул по нервам визгом фрикциона, но наша связь не прервалась. На всякий случай я попросил у судьи разрешения взять рыбу рукой, если она не будет умещаться в подсак. Главный судья зоны, опытнейший Петр Антонович Стефогло, давно уже был рядом и разрешение такое дал – но оба мы понимали, лучше обойтись без такого экстрима, не давая соперникам повода для протестов.
Но со второго – все получилось. Огромная, как динозавр, темно-зеленая торпеда вначале потыкалась носом в обруч, а потом все же заколбасилась, изогнулась, свернулась калачиком и оказалась в сетке. Тут мы с ней и поняли: борьба, действительно, была неравной. Мой замечательный ультралайт только притворялся нежным, невесомым, деликатным… на самом деле в нем скрывалась мягкая, гибкая, но непреодолимая мощь. Спасти эту большую рыбу от взвешивания могли лишь коряги на дне или финишный выстрел… но коряг на Барабое сроду не видали, а до финиша еще полчаса, не меньше.
Так я и завершил второй тур – в первой строчке таблицы с тремя хвостами общей массой за 3600. Пожалуй, никогда больше не стану бросать косые взгляды в сторону коллег, выигравших зону бонусом… да, такая рыба – это удача. Безусловно, удача. Но она, как оказалось, висит на такой тонкой ниточке… совсем не просто все же ухватить такую удачу за хвост. Так что простите меня, коллеги-соперники… в следующий раз будет ваша очередь. Хотя бы раз в жизни такой шанс ждет каждого из нас. Надо в это верить – но нужно будет еще справиться… скорее даже не с рыбой. С собой.
4. Happy End, который откладывается
Барабой – как лестница с бесконечным количеством ступеней…
Кажется, уже видна ее верхняя площадка, уже почти все понял и почти все сумел. Но приходит новый день, начинается новый тур – и возникают новые ступени, на которые обязательно надо карабкаться, чтобы добраться до вершины. Вот и этот, третий тур Чемпионата – 2014, преподнес сюрприз.
Ветер за ночь развернулся на 180 градусов, и похоронил все надежды на относительно комфортную ловлю в зоне «А». Конкуренция в верхушке турнирной таблицы личного зачета была столь высока, что в третьем туре мне тоже нужно было попадать в «тройку», чтобы подняться, наконец, на пьедестал. Тут-то и не хватило гибкости… уверовав в свою технику подачи приманки, я не нашел ничего лучше чем гнуть эту линию до конца. Но оказалось, что даже Ямагой, даже с восьмиграммовой огрузкой с боковым ветром около 10 метров в секунду – не поспоришь…
В первом часу, пока он еще не разгулялся во всю мощь, я успел выхватить небольшого судачка и слил двух щук. Продолжения, увы, не последовало. Чемпионат выиграл мой ближайший преследователь в общей «личке», Кирилл Симонов из команды хозяев турнира, «Рыбацкий рай». Выиграл не только техникой, но и отменным знанием водоема. Он работал в первых секторах, которые были хоть чуть-чуть прикрыты от ветра глиняной дамбочкой, наковырял там щурят на вторую позицию в зоне и взошел на верхнюю ступеньку пьедестала красиво, заслуженно. Ну, а я не дотянул. Неплохое (шестое) место в личном зачете, грустное (пятое) командное. Ну что ж – зато бесценный опыт, отличный балл в рейтинг, приз за Big Fish. И огромное желание вернуться сюда через год, чтобы снова пересдать экзамен на понимание Самого Щучьего Водоема Украины, на владение снастью в самых жестких условиях… ну, и немножко – на фарт. Как без этого ).
Так что FishingStock Team не прощается с любимым Барабоем. Вооружившись своими Ямагами и загрузив коробки Савамурой (за такую возможность, а также за полную финансовую поддержку, команда бесконечно признательна своему спонсору, компании FishingStock) – мы снова выйдем на старт. Применим все, что знаем и умеем, а если этого будет недостаточно – придумаем что-нибудь новое. А пока – сезон открыт, да здравствует новый спортивный спиннинговый сезон!
... Очень люблю эти моменты - когда все еще впереди, надежды радужны, претензии максимальны и жизнь еще на обломала грандиозные планы ). Обломает, конечно, как всегда. Не без этого. Но, даст бог - обломает не все )
Фото А.Лисицы и В.Панова